Сегодня: 
19 августа 2018  |
Отдел образования, спорта и туризма г. Гомеля
Официальный веб-сайт государственного учреждения образования
«Средняя школа № 24 г. Гомеля»

г. Гомель, ул. Крестьянская, 23
тел. 70-49-03
e-mail: 24gomel@tut.by

Поиск информации

No images
Книга Беларуси XIV-XVIII веков

Телефон экстренной помощи

Могилевский институт МВД Республики Беларусь
Факультет довузовской подготовки
Яндекс.Метрика
Обратная связь
Если у Вас возникли вопросы, на которые Вы не нашли ответов, либо у Вас появились дополнительные вопросы по существующему
на сайте материалу, Вы можете задать их нам, воспользовавшись формой обратной связи

Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше.

PDF  | Печать |  E-mail


ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ, СПОРТА И ТУРИЗМА


АДМИНИСТРАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА Г. ГОМЕЛЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 24 г. ГОМЕЛЯ»


ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РАЗВИТИЕ ТРОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

НА ПРИМЕРЕ БЕЛОРУССКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ»


Чижевская Ирина Константиновна

учитель по обслуживающему труду

8(029) 1984393




Гомель 2014

1. Информационный блок.


1.1. Название темы опыта:


«Развитие творческих способностей учащихся на примере белоруской

народной вышивки».


1.2. Актуальность опыта:


Воспитание и обучение человека задача сложная, многогранная и всегда актуальная. В каждом ребенке природой заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит от окружающих его взрослых людей. Педагог,

как никто другой, способен помочь ребенку стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению

и самореализации.

Приметой последнего времени стала повышение внимания к проблеме целостности влияния на развитие всех сторон личности ребенка.

В современном учебно-воспитательном процессе помимо основных задач обучения все чаще и чаще выдвигается, в качестве приоритетных, проблема развития творческих способностей, познавательного интереса, креативного мышления учащихся, способствующих формированию творческогопотенциала личности, отличающейся неповторимостью и оригинальностью.

Декоративно-прикладное творчество является традиционным, а любой стране мира. Большинство из нас в детстве брали в руки кисточки, кто-то с интересом и любопытством пытался вязать, вышивать. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека – через созидательную, эстетически значимую творческую

деятельность.

История вышивки уходит своими корнями в глубокую древность. В узорах народной вышивки сохранились следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу. Они искренне верили, что помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, женской фигуры, как символов жизненной силы, счастья, плодородия, они «приманивают» в свой дом мир и благополучие.

Занятия вышивкой никогда не требовали сложного оборудования и больших материальных затрат. Игла, нитки, холст, пяльцы – вот и все, что требовалосьпри изготовлении чудесных изделий для украшения своего жилища и одежды.

Богатый материал дает для этого традиционная народная художественная культура, которая у каждого народа, в том числе и у белорусов, выделяется национальным отличием и самобытностью. Национально-культурное возрождение в Беларуси пробудило в широкой общественности интерес кистории, культуре и искусству. Каждому хочется знать, чем определяется художественное достижение нашей Республики, на какой основе развивается современное профессиональное искусство.

Ни один человек не рождается с ощущением того, что он белорус, русский, литовец или украинец. Очевидно, что в детстве закладывается фундамент осознания связи со своим народам, с определенной частью Земли – Родиной

Белорусом ребёнка делает окружение – материнская речь, отцовский дом, родной город или село, первая сказка, книга, кукла. Поэтому посредством традиционного народного костюма, мы обращаемся к источникам мастерства белорусского народа, к самобытной белорусской культуре, воспитываемлюбовь к Родине.

Работая около 14 лет учителям обслуживающего труда, пришла к выводу,что именно проведения уроков по теме «Белорусское народное творчество» раскрывает неповторимую индивидуальность, воспитывает художественныйвкус и познавательную активность, а так же учит детей работать коллективно, прислушиваться к мнению своих товарищей, помогать другдругу, находить общие решения.

Во время проведения занятий я даю каждому ребёнку возможность проявить свои умения, показать неповторимость своего изделия и технику его выполнения, активизируя при этом развития индивидуальных способностейдетей. Для меня очень важно выявлять их склонности и, учитывая уровень подготовки, предлагать им выбор изделия и технологию приготовления.

Такая последовательность работы повышает творческий потенциал и познавательный интерес ребёнка, позволяет ему экспериментировать,вносить новшества, тем самым достигать успеха.

Это и есть основная задача моей работы.


1.3. Цель опыта:

Создания условий для выявления и развития творческих способностей и познавательного интереса учащихся.


1.4. Задачи опыта:

- Изучить особенности коллективной и индивидуальной работы в объединениях по интересам;

- Привить учащимся интерес к творческой деятельности;

- Ознакомить учащихся с источниками и видами народного творчества, декоративно-прикладного искусства, их ролью в жизни общества;

- Использовать потенциал инновационных педагогических технологий для развития творческих способностей и познавательного интереса учащихся;

- Использовать потенциал учебно-познавательной деятельности как средство стимулирования учащихся к выполнению творческих заданий на занятиях;

- Развивать творческие способности учащихся в процессе включения их в различные виды трудовой деятельности;

- Развивать личность учащихся в процессе организации деятельности

каждого ребенка, поддерживая его индивидуальность;

- Воспитывать эстетическую культуру, художественный вкус.


1.5. Длительность работы над опытом:

Работа над данным опытом проводится с 2000 года и по настоящее время. Этапы работы над опытом:

I. Подготовительный этап.

- выбор темы для обобщения опыта;

- ознакомление с литературой о выбранной теме;

- теоретическое осмысление темы и сопоставление своего опыта с опытом других учителей по данной проблеме;

- осуществление дифференцированного подхода к своей деятельности, отбор определенной части своего опыта, представляющего наибольший интерес и актуальность для методической обработки.

II. Планирование работы для описания собственного опыта по выбранной теме.

- разработка плана действий;

- формирование целей и задач.

III. Обобщение и анализ:

- сбор материала и его обработка;

- систематизация материала;

- представление опыта;

- формулировка выводов.


  1. 2. Описание технологии опыта

2.1. Ведущая идея опыта:

Ведущая идея моего опыта заключается в формировании разносторонне

развитой личности через развитие у учащихся познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способствующих самореализации личности; изучение основ декоративно-прикладного творчества; гармоничное сотрудничество педагога иколлектива, учащихся в едином стремлении к достижению результата.

Реформирование системы образования Республики Беларусь востребовало конструктивное решение многих проблем, среди которых немаловажное место занимает воспитание гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. С этой целью в СШ № 24 г. Гомеля мной разработана система формирования у учеников национальногосамосознания. Одной из составляющих этой системной работы является творческоенаправление «Белорусская народная вышивка». Данная тематика весьмаактуальна в наше время, так как приобщает школьников к белорусским национальным традициям. В современном мире обращение к историческим корням жизненно необходимо для сохранения самобытной национальной культуры.

Красочные белорусские народные орнаменты, без которых труднопредставить традиционные костюмы, развивают у человека безупречный эстетический вкус. Изучение истории белорусской вышивки, продолжение традицийнародных художественных ремесел формируют национальное самосознание.


2.2 Описание сути опыта:

Идея создания вышивки в национальном стиле возникла не на пустом месте,так как уже более десяти лет СШ № 24 занимается вышивкой белорусского орнамента. На мешковине и канве рождаются новые традиционные узоры. Со своими изделиями школа неоднократно участвовала во всех фестивалях и выставках декоративно-прикладного творчества г. Гомеля. О чем свидетельствуют грамоты и дипломы.

Практической деятельности творческой группы предшествовала большая исследовательская работа, которая проводилась по следующим направлениям:

  • § Этнография Беларуси;
  • § Народные ремесла;
  • § Белорусские ткани;
  • § Белорусский орнамент;
  • § Белорусская женская одежда;
  • § Региональные особенности белорусского женского костюма.

При организации и проведении своих уроков я руководствуюсь следующими дидактическими принципами:

  1. Системность. Уроки в объединении являются составной частью единого воспитательного процесса, а не представляют собой разрозненные мероприятия.
  2. Научность. Мои уроки не только заполняют свободное время учащихся, но и служат развитию их мировоззрения, повышают эрудицию, являются более результативными, чем отдельныеуроки.
  3. Наглядность. Все проводимые уроки стараюсь сопровождать демонстрацией наглядного материала.
  4. Занимательность. Групповые уроки в нашем объединении всегда разнообразны и занимательны.
  5. Преемственность. Мои уроки дополняют, расширяют, углубляют знания и умения учащихся, полученные ими на уроках трудового обучения.
  6. Завершенность. После каждого урока провожу рефлексию,подвожу итоги, отмечаю активных учащихся.
  7. Активность. Стараюсь привлекать как можно больше учащихся к различным видам деятельности, что позволяет выявить                                                                                                              способности и склонности каждого из нас.

Существует большее количество форм работы с детьми с целью развития их творчества, неординарности мышления, познавательного интереса. При работе с детьми в своем объединении я, прежде всего, делаю акцент на формировании умении учиться.

На уроках объединения использую творческие задания, учу детейсамостоятельно находить нужную информацию, формирую у них желание                                                                                                                                   работать самостоятельно.

Посещение уроков должно приносить ребенку удовольствие, способствовать повышению самооценки.

В своей работе с детьми стараюсь уделять больше внимания применениюметодов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся.

Для успешного развития творческих способностей учащихся

- работаю над развитием способностей, склонностей, интереса каждого учащихся сучетом их возможностей;

- обучаю приемам осознанного решения различных творческих задач;

- развиваю познавательный интерес;

- направляю и активизирую творческие способности учащихся через практическую деятельность;

- направляю практическую деятельность учащихся на индивидуализацию, оригинальность, неповторимость их изделий или фрагментов общей работы.


2.3 Результативность и эффективность опыта.

Важным результатом проводимой работы считаю: повышение качествазнаний учащихся по декоративно-прикладному искусству, высокуюмотивацию учебно-познавательной деятельности, повышение степени самостоятельности в совершенствовании умений и навыков, стремление учащихся к творческому решению поставленных задач, наличие самостоятельного созданного продукта (изделия), создания благоприятного климата в группе.

Нашими учащимися были разработаны конструктивные решения, эскизы и технологии выполнения белорусских орнаментов. Познавательный  процесс разбудил у учащихся желание всё глубже и глубже узнавать исток зарождения белоруской вышивки. Я видела, как учащиеся были захвачены творческой деятельностью в  создании всё новых и новых изделий. Ихжелание создать своими руками национальную гордость нашей Родины меня радовало.

Венцом деятельности нашей творческой группы стал вышитый национальный костюм, который принял участия в городском конкурсетворческих работ « Славянский костюм » и занял 1 место.(Приложение 2)





3. Заключение


Как много рядом с нами талантливых детей! Одни увлечены математикой,другие – химией, а третьи берут в руки, казалось бы, простые, доступные всем материалы и делают из них то, от чего нельзя отвести глаз, что украшает нашу  искусственно-естественную среду обитания. Одни способные ребята станут учёными, другие – социальными работниками,а третьи – мастерами - золотые руки.

Таланты необходимо развивать с детства, и я как учитель имею прекрасную возможность причаститься к этому великому делу, внедряя в учебнуюпрограмму по «Технологии» истоки белорусской национальной культуры.Через историю белорусского национального узора я стремлюсь обогатить духовный мир своих учениц, формируя основы национальной самобытности.

Вышивка является одним из традиционных видов декоративно-прикладного творчества Беларуси. Это древний и в то же время современный вид рукоделия. Разнообразие вышитых вещей огромно: от мелких салфеток и ручников  до  изделий (сорочки, сарафан, кафтан).

Специально организованная мною учебная деятельность обеспечивает

получение необходимых практических умений и навыков, учитывая индивидуальное особенности детей.

В своей работе я применяю разнообразные методы и приёмы обучения для достижения поставленных целей и задач учебного материала. В течение учебного года учащиеся посещают музеи, слушают лекции о народных традициях и обычаях, где являются не только зрителями и слушателями, но и активными участниками. А итогом проделанной работы учащихся являются конкурсы и выставки.Из этого следует, что основной формой проведения уроков является практическая работа.













Список литературы


  1. Технологии: поурочные планы по разделу « Вышивка ». 5 – 9 классыавт. сост. Е.А. Гурбина. – Волгоград, 2006. – 157 с.
  2. Технология. 5 – 11 классы проектная деятельность учащихся /авт.-сост. Морозова Л.Н., Кравченко Н.Г., Павлов О.В./ -  Волгоград, 2007. – 96 с.
  3. Богачева, И.В. Обобщение и представление опыта педагогической деятельности: метод.рек./И.В. Богачева, И.В. Федоров, О.В. Сурикова/ ГУО « Академия последипломного образования » – Минск: АПО, 2012. – 98с.
  4. Комарова, Т.С. Школа творческого воспитания / Т.С. Комарова. – М.:  Зимородок: Карапуз, 2006. – 415с.
  5. Лук, А.И. Мышление и творчество / А.И. Лук – М., Политиздат, 1998. – 54с.






























Приложение 1


План-конспект урока


«Композиционное построение белорусского орнамента в вышивке»

7 класс

ЦЕЛЬ УРОКА: Композиционное построение орнаментов на примере белорусской вышивки.

ЗАДАЧИ:

Обучающие - ознакомить учащихся с историей возникновения вышивки, с композиционным построением узоров.

Развивающие - совершенствовать навыки работы при составлении белорусского орнамента.

Воспитательные-  привить любовь к одному из самых древних видов искусства – вышивке;    воспитать любовь к родному краю на основе ознакомления с белорусской вышивкой.

МЕТОДЫ  ПРОВЕДЕНИЯ: рассказ, сообщения, самостоятельная работа, подбор материала.

ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки орнаментов, схемы вышивки, памятки по правилам безопасной работы и санитарно-гигиеническим требованиям.

ТИП УРОКА: урок получения познавательных знаний и практического использования знаний, умений, навыков.


ХОД  УРОКА:


  1. I. Организационная часть.
  2. II. Сообщение темы, постановка цели урока.


Учитель:

Из истории белорусской вышивки.

История возникновения вышивки уходит вглубь веков. Когда не было ни письменности и ни христианских молитв. В ту далекую эпоху женщины  вышивкой обращались к языческим богам с просьбой защитить их и их близких от горя и напастей. Вышивка носила сугубо сакральный смысл.

Женщины вышивали в основном красными нитками по белому полю.  Расписывали одежду, обувь, простыни, занавесы, полотенца.Каждый узор, каждая черточка были наполнены особым смыслом.

Одним из распространенных символов является символ солнца- квадрат, ромб, круглые розетки. Кроме солнца большое значение для славян, да и не только для славян, имели земля, вода, дождь. Так прямые горизонтальные линии обозначают землю, волнистые  горизонтальные — воду,  наклонные линии – дождь.

Традиции вышивального искусства постоянно развивались в XV-XVII вв. Все женщины от мала довелика владели этим искусством в совершенстве. В основе вышивки лежали старинные обряды и обычаи. Особенно это касается вышивки крестом. Крест всегда рассматривался белорусамикак оберег, который способен защитить человека и жилице от нечистой силы и дурного глаза.

Как и любая другая народная вышивка имеет множество правил и условностей.

Цвет обережной вышивки для детей был всегда красным, тогда как для взрослой одежды он мог быть различным. Так, женщины часто использовали в вышивке кроме красного чёрный цвет – цвет матери-земли, пытаясь таким образом защитить своё чрево от бесплодия.Мужчинам же часто был нужен для оберега синий или зелёный цвета – синий защищал от гибели от стихий, зелёный – от ран. У детей этого не было. Считалось, что дети находятся под опекой и защитой своего рода.

Вышивка делалась шерстью и шёлком-сырцом. Богатые люди  могли себе позволить вышивку золотой и серебряной нитью.


1. Семейный оберег.

Несет в семью процветание, изобилие и достаток. Способствует успеху во всех делах, росту прибыли,

развитию своего собственного дела.

Исцеляет от болезней и недугов тело, лечит душевные травмы. Исцеляет и гармонизирует отношения между супругами.

Способствует правильному распределению ролей в семье, где муж - добытчик, а жена - хранительница семейного очага.


2. Звездная половинка.

«Звезда Всемирья» -  символ звёздной половинки и основа  для благополучного и радостного семейного союза.




3. Молвинец.

Обереговый символ, защищающий каждого от злого, нехорошего слова, от сглаза. Считается, что Молвинец - это «Великий Дар Бога», т.е. получается довольно-таки сильный и универсальный оберег.




4. Оберег Хозяйки дома.

Несет в дом радость, благополучие и изобилие. Своей владелице дает крепкое здоровье, умение легко и с радостью вести хозяйство, раскрывает кулинарный талант , а также талант к любому женскому рукоделию.

Этот оберег не обязательно носить при себе, он больше домашний. Находясь дома, он распространяет свое влияние не только на Хозяйку, но и на всех членов семьи. Вышивается на зеленом фоне.

5. Роженица.

По сути, он должен помогать забеременеть женщине и родить здорового малыша. Но этот оберег не просто помогает забеременеть, но так же и дает осознание, для чего нам дети, готовы ли мы их привести в этот мир, что мы можем им дать. Сильный женский оберег также и для полноты дома, так как часто вывешивали этот оберег по весне для урожая, для плодородия.


6.  Цветок папоротника.

Огненный символ чистоты Духа, обладает мощными целительными силами. В народе - Перунов Цвет. Считается, что он способен открывать скрытые в земле клады,исполнять желания. Даёт возможность человеку раскрыть Духовные силы.


Самый сильный оберег  -  сделанный с любовью, с заботой и добрыми пожеланиями для близкого вам человека.

Люди стали украшать вышитыми вещами окна, зеркала и иконы. Материалами служили дорогие ткани, такие как бархат и шелк, драгоценные камни, жемчуг, золотые и серебряные нити.

C 17 века этот вид рукоделия входит в разряд обязательных занятий крестьянских девушек. Начиная с семи – восьмилетнего возраста девочки начинали готовить себе приданное к свадьбе. Необходимо было вышить скатерти, покрывала, полотенца, скатерти, а также различную одежду.

Также было принято вышивать специальные подарки для родственников и гостей жениха. Накануне свадьбы при всем честном народе устраивалась выставка приготовленного приданного, это помогало всем по достоинству оценить мастерство и трудолюбие невесты.

Белорусская вышивка имеет свои национальные особенности. Для неё характерны мотивы растительного и животного орнаментов.

Обычно вышивка очерчивала край одежды сплошной линией.

В изображении рисунка закладывается определённый смысл. Например, фигурами в виде ромба, квадрата или круга обозначали источники света – Солнце и Луну, горизонтальной волнистой линией – Воду, женская фигура и цветущее дерево олицетворяли  Плодородиеземли, Птицы символизировали приход весны.

Старинными белорусскими швами являются полукрест, крест, тамбурная вышивка, гладь.

У каждого народа самобытные способы оформления одежды.

Композиционное построение узоров.

При выборе рисунка для вышивки возникает целый ряд вопросов:

а) какие швы будут использованы в работе;

б) назначение изделия;

в) расположение узора на изделии;

г) выбор цвета для его выполнения.

Всё это слагаемые понятия « композиция».


Учитель: ЧТО ТАКОЕ КОМПОЗИЦИЯ?

Ученица: Композиция – это объединение элементов изображения одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание.

В композиции всегда есть главное и второстепенное. Главное может быть выделено при помощи цвета, размера, особого расположения. Построение цветовой композиции основано на ритме.


Учитель: ЧТО ТАКОЕ РИТМ?

Ученица: Ритм – чередование цветовых пятен: главных и второстепенных, ярких и спокойных. Построение полосы является простейшим способом показа ритма в орнаменте.


Учитель: ЧТО ТАКОЕ РАППОРТ?

Ученица: Раппорт – это ритмически повторяющийся элемент или несколько  элементов, из которых складывается орнамент.


Учитель: ЧТО ТАКОЕ ОРНАМЕНТ?

Ученица: Орнамент - латинское слово, а в переводе на русский язык означает «украшение», «узор» – последовательное повторение отдельных узоров или целой группы узоров. Он оформляет и украшает изделие, подчеркивая нужные элементы. Орнамент зависит от формы назначения и материала, из которого выполняется изделие.


Учитель: КАКИЕ ВИДЫ ОРНАМЕНТОВ ВАМ ИЗВЕСТНЫ?

Ученица:Ленточный орнамент. Применяется для украшения середины или края изделия.

Рисунок №1.


Сетчатый орнамент. Сетчатым его называют потому, что он строится при помощи сетки. Сетка состоит из ячеек. Наиболее простое расположение элементов орнамента – в квадратной сетке.


Рисунок № 2.



Центрический (розеточный). Служит для украшения центральной части изделия, орнамент, в котором отдельные элементы  вписываются в какую-либо геометрическую фигуру.


Рисунок №3.












Учитель: Теперь поговорим о цвете – цветовой гамме.

Все цвета делятся на хроматические и ахроматические.

КАКИЕ ЦВЕТА НАЗЫВАЮТСЯ ХРОМАТИЧЕСКИМИ?

Ученица:К хроматическим относятся 7 цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Основными считаются – красный, жёлтый, синий. Смешивая два основных цвета, можно получить дополнительные цвета.

Хроматические цвета делятся на тёплые и холодные.

К тёплымотносятся красный, жёлтый, оранжевый и все цвета этих оттенков. Холодными считаются голубой, синий, фиолетовый, зелёный и другие, которые получаются при смешивании цветов.Тёплые цвета зрительно воспринимаются ближе, а холодные дальше.

Ахроматическими цветами считаются белый, черный, все оттенки серого цвета.

Учитель: Как определяется насыщенность цвета?

Ученица: Чем больше красителя в краске, тем насыщеннее цвет, и наоборот.

Для вышитых работ немаловажным является фон, поэтому необходимо учитывать цвет не только ниток и отделочных материалов, но и основы.

Учитель: Современное толкование символов и орнаментов, выраженных условным языком пиктограммы, способствует развитию логического мышления и зрительной памяти, углубленному изучению истории родного народа, развитию этнокультуры, укреплению дружбы и взаимообогащению культуры народов Белоруссии.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

(Самостоятельная работа учеников)


Учитель обращает внимание учеников на схемы узоров. Ученик выбирает себе понравившийся узор, подбирает цветовую гамму для его выполнения. Готовит ткань для работы, рассчитывает узор на ткани и преступает к вышивке.  Индивидуальная помощь.


ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

  1. 1. Для чего необходима схемы узоров?
  2. 2. От чего зависит цветовая гамма?
  3. 3. При вышивке какое направление крестиков вы использовали?
  4. 4. Последовательность вышивки?


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Сегодня на уроке мы с вами познакомились с историей возникновения  белорусской вышивки, с композиционным построением узоров; выполнили практическое задание. С заданием все ученицы справились успешно. Считаю, что задача, поставленная перед  нами, выполнена.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Используя символы создать эмблему или орнамент семьи, истолковать заложенный в них смысл.

Приложение 2


Работы учащихся